Волынки и Web.
Ничего общего! Почти...

Как и какую волынку выбрать

Авторы: Петр П. Николаев, Алексей Палагин, Анатолий Исаев
Материал скомпилирован на основании материалов с сайтов Bagpiper.ru и highlands.ru
Размещен с согласия авторов

Настоятельно советую взглянуть на этот раздел,
т.к. в данной статье разговор идет, в основном, о шотландской волынке.

Выбираем волынку: на что ориентироваться?

Прежде всего, придется смириться с тем, что это дорогое удовольствие. Компромиссов здесь, к сожалению, не существует. Инструментов за 200 у.е. не бывает. Вернее, бывают, но это потеря времени и денег. Я мог бы долго приводить примеры, можно с отягчающими подробностями, но, честно говоря, не хочется тратить ваше время и место на сайте. Просто примите к сведению, что печальных экспериментов с дешевыми экземплярами неизвестного производства даже на моей памяти хватает. Кому интересно — можете покопаться на зарубежных форумах, там эта тема тоже периодически всплывает. Но во всех случаях ответ бывает один — хороший инструмент не может быть дешевым.

Из чего, собственно, складывается цена на инструмент? Для начала — дерево. Дерево может быть African Blackwood и все остальное. Это касается современных экземпляров (если вы собрались покупать историческую волынку — я вам по хорошему завидую и эта статья вам не нужна). Не вдаваясь в подробности — если это не заказная волынка у какого-нибудь Хэмиша Мура (Hamish Moor), то вам нужен African Blackwood (в дальнейшем ABW).

Дальше, значительную часть цены составляют украшения. Не советую игнорировать этот пункт. Причин две.

Первая — вы покупаете инструмент НАДОЛГО. Не нужно тешить себя мыслью, что вот сейчас я куплю плевать что, лишь бы играло, а потом, когда играть научусь... Не вы первый так думаете. Кто-то может пытаться вас убедить, что это правильный подход. А я скажу — вас вводят в заблуждение (пусть я буду непопулярен). Объясняю: мы не рассматриваем то, что не играет или вызывает большие проблемы. То есть инструмент у нас приличный. А теперь подумайте, сколько времени вам предстоит провести в компании друг друга. Во-первых, инструмент будет РАЗЫГРЫВАТЬСЯ как минимум год. Да, это так. То, что вы получаете “out of the box” имеет мало общего с тем, что можно из него сделать. Инструмент меняется с течением времени, и ему необходимо время, чтобы раскрыть свой потенциал (или потерять его в неумелых руках). Дальше, сколько по вашим представлениям вы будете учиться играть? Я отвечу за вас. Не меньше пяти лет вам понадобиться, чтобы начать разбираться во всех тонкостях инструмента и исполнительского процесса. Волынка очень сложный инструмент во всех отношениях. Если вам говорят иное — вас обманывают. Представьте себе, сколько времени потратит начинающий гобоист, кларнетист и прочие исполнители на язычковых инструментах, чтобы полностью понять, что от чего зависит в их инструменте. А у них трость одна. И звучащая часть одна. У нас — четыре. Так что, имейте в виду. Думая о покупке, нужно осознавать, что инструмент останется с вами надолго. И каждый следующий — минимум на год.

Кроме того, украшения не просто делают инструмент более привлекательным. Они защищают его. Чем больше металла на волынке, тем меньше шансов повредить ее. Подводных камней здесь два — вес и цена. Если к первому можно довольно быстро привыкнуть (особенно, если вы передвигаетесь на личном транспорте), то второе может быть критичным. Серебро (особенно с гравировкой) очень дорого стоит. Никелевые сплавы дешевле, но и смотрятся по-другому. Некоторые производители ставят нержавейку, но этот вариант, на мой взгляд, не стоит даже рассматривать. Чтобы избежать возможных вопросов о моем инструменте, скажу, что я выбрал в свое время вариант полностью без металла, поскольку это то, что мне больше всего нравится в плане отделки. Я не один раз менял треснувшие «кости», тем более, что мой производитель уже давно поменял материал из которого он их изготавливает, но для старых клиентов некоторый запас они держат. Так что, как видите, иногда верность чему-то одному требует финансовых затрат.

Следующий момент, который будет влиять на ваш выбор — звук, который вы хотите получить в итоге. То, что хорошо для игры в пайп-бэнде, не всегда хорошо для игры соло. Например, я бы никогда не выбрал для себя волынки McCallum для игры соло, но я настоятельно рекомендую их своим ученикам, которых я хотел бы видеть в бэнде. У McCallum есть еще пара неоспоримых преимуществ, но об этом позже.

Далее вам предстоит выбрать комплектность, в которой вам доставят вашу будущую волынку.
Первое по списку — сумка. Рекомендую прочитать о сумках в разделе «Устройство». Там все достаточно подробно описано. Новичкам — ставьте сумку Canmore с молнией (zipper).
Второе — трости в дроны. Зависит от того, что за инструмент вы выбрали и для чего. Чаще всего в комплекте будут трости EZ Dronе, что вполне приемлемо для начинающего. Да и не только, очень многие профи находят их хорошими. Мне лично их тембр не нравится, но это только подтверждает поговорку про вкус и цвет.

Третье — чантер. Для начинающего безусловно будет лучше оставить в покое дерево и приобрести пластик, которым, собственно, в основном и комплектуется стандартный сет.
Четвертое — трости в чантер. Берите, какие предложит производитель, в ближайшее время вам будет все равно.

И, наконец, пятое — шнур и рубашка. Это уже точно ни на что не влияет — берите, что нравится.
Теперь рассмотрим, что вам понадобится, кроме самого инструмента.

Кейс. Вам надо будет в чем-то волынку носить. Алюминиевые кейсы неудобны тем, что они тяжелые, но они очень надежные: помнится, один военный оставил (ЗАБЫЛ) свой инструмент практически в эпицентре произошедшего позже взрыва в том самом кейсе. Так вот, заменить пришлось сумку, трости и, по-моему, одну верхнюю секцию у дрона. Так что — решайте сами. Кто знает, может, вашему инструменту суждено выдержать прямое попадание какой-нибудь бомбы. Еще одно неудобство аллюминиевого кейса состоит в том, что в него больше ничего не положишь, кроме волынки и аксессуаров, да и те в беспорядке. Budget case брать не рекомендую: они в последнее время стали уж очень budget. Дальше есть некоторый выбор полу-жестких кейсов, из которых можно выбрать что-то подходящее. Я пользуюсь Bag-Piper Case, но он дорогой. Не советую брать Kilter — очень мало внутреннего пространства, хотя идея неплохая. А еще с ним вас могут принять за скрипача.

Помимо кейса вам потребуются нитки и набор ершиков, если вы не купили их вместе с практис-чантером. Нитки я советую взять черные вощеные (одну катушку), желтые невощеные (одну катушку) и брусок пчелиного воска. К набору жестких ершей для чистки стоит еще купить два мягких ершика — большой и средний — чтобы протирать стоки и мундштук после игры. Настоятельно рекомендую купить наборы пробок для стоков и дронов: увидите — пригодятся. Water traps и Drying systems с самого начала не покупайте, пока вы не знаете, будут ли они вам нужны.

Еще один немаловажный момент — как сделана волынка: на станках с ЧПУ или вручную. Ручная работа — всегда лучше. Каким бы ни был контроль качества на выходе и на всех стадиях обработки материалов — машина не чувствует дерево. Мастер может отложить заготовку, уже начав ее обрабатывать, если он почувствует, что дерево еще не вошло в нужную кондицию. Машина сначала доделает все операции.

Волынки с парной и одинарной тростью в мелодической трубке

Все многообразие волынок использует только 2 вида тростей. Первый вид – одинарная трость (она же трость однолезвийная, она же одноязычковая) Представляет из себя цилиндр, герметично закрытый с одного конца. На боковой поверхности располагается звучащий элемент (язычок) который либо изготовлен отдельно и привязан к трости, либо представляет собой отщепленный от самой трости кусочек материала. Звук генерируется язычком, который вибрируя в потоке воздуха создает звуковые колебания. Одинарные трости изготавливаются из самых различных материалов – тростник, камыш, пластик, латунь, бронза, некоторые породы дерева (бузина, бамбук). Бывают комбинированные трости, например с телом из бамбука, а язычком из пластика и наоборот с телом из пластика и язычком из тростника или бамбука. Данный трости достаточно просты в изготовлении и научиться делать их самому очень несложно.

Волынки с такого рода тростью в игровой трубке имеют более тихий и мягкий звук, канал игровой трубки как правило цилиндрический. Верхние ноты звучат громче, чем нижние. Игровое давление при игре на инструменте меньше, чем на волынке с двойной тростью, но зачастую расход воздуха больше. Примеры волынок с одинарной тростью: шведская сакпипа, белорусская дуда, болгарская гайда и др.

Второй вид – парная трость (она же двойная, она же двухлезвийная). Трость представляет из себя 2 пластинки тростника, связанные вместе, насажанные на металлический штифт и особым образом заточенные. Что характерно размеры, форма тростей и способ заточки у всех волынок разные. Так же стоит отметить, что для парных тростей применяется очень ограниченный набор материалов: тростник Arundo Donax, некоторые виды пластиков. Для некоторых тростевых используется Веничное сорго.

Парная трость производит звуковые колебания за счет вибрации «губок трости». Воздух, проходя через щель между ними заставляет их вибрировать и издавать звук.

Парная трость гораздо более сложный генератор звука, нежели одинарная как в производстве, так и в обслуживании

Волынки с парной тростью имеют более громкое звучание и большее давление в мешке. Игровые трубки таких волынок имеют конический звуковой канал, но встречаются разновидности и с циллиндрическим.

Примеры волынок с парной тростью: gaita gallega, GHB, small pipe, uillean pipe

Громче, громче, еще громче!?

Одна из проблем для волынщика это громкость инструмента. И ни какими ухищрениями уменьшить ее невозможно. Громкость в волынке не регулируется. (нет, регулируется конечно при помощи тростей, но настолько незначительно, что это можно не принимать во внимание). Не смотря на это на ряде волынок можно спокойно играть дома в квартире. Только не играйте подолгу не нервируйте домашних и соседей. Лучше с небольшими перерывами. На большой шотландской же волынке особо в квартире не поиграешь. Поэтому при покупке инструмента необходимо учесть, сможете ли вы играть дома и если нет, то где вы сможете регулярно заниматься, т.к. регулярные занятия – это залог успеха в освоении инструмента. Если вынимать волынку из шкафа раз в 2-3 недели, но ничего хорошего не получится.

Мешок, из чего он сделан?

В настоящее время все материалы, из которых делают мешки можно опять таки разделить на натуральные и синтетические. Синтетические: кожзаменитель, резина, баннерная ткань, гортекс. Достоинством мешков из синтетических материалов является то, что они воздухонепроницаемы и не требуют дополнительного ухода. Огромным минусом синтетики (за исключением мембранной ткани Гортекс) является то, что такие мешки не выпускают влагу наружу. Тем самым оказывается негативное воздействие на трости и деревянные части инструмента. Такие мешки нужно обязательно просушивать после игры. Этого недостатка лишены гортексовые мешки. Ткань мешка прекрасно удерживает давление, но пропускает наружу водяной пар.

Мешки из натурального материала изготавливаются из кожи животных или из пузыря.

Такие мешки, по мнению большинства волынщиков позволяют лучше чувствовать инструмент, но в то же время эти мешки требуют дополнительного ухода. Например пропитки специальными составами для сохранения герметичности и предотвращения ссыхания кожи. Так же эти мешки нужно просушивать после игры.

В настоящее время на рынке появились комбинированные двухслойные мешки (внутри гортекс, снаружи кожа) эти мешки объединяют достоинства синтетических и натуральных мешков, избавлены от некоторых недостатков, и не требуют особого ухода. К сожалению такие мешки распространены пока только для Большой шотландской волынки.

Волынки с большим мешком и маленьким

Ну во первых есть волынки традиционно имеющие либо большой мешок либо маленький.

Пример волынки с очень большим мешком: итальянская zampogna

Пример волынки с очень маленьким мешком : bladder pipe.

Многие мастера шьют мешки для волынок по собственному усмотрению и даже для одной и той же разновидности волынки могут встречаться мешки разных размеров. Стандартизированы размеры только для мешков шотландской волынки, где вы можете выбрать малый, средний или большой мешок исходя из вашего роста и телосложения.

Для того, чтобы определить какой размер мешка вам больше подходит, желательно попробовать поиграть на инструменте. Если вы чувствуете, что вам комфортно, не приходится сильно наклоняться в сторону, а руки расслаблены и спокойно ложатся на игровые отверстия волынки (при надутом мешке) значит это ваш размер.

Волынки, надуваемые ртом и мехами (лягушкой)

Тут все просто. Есть волынки со вдувалкой и есть волынки с мехами. Нельзя сказать что хорошо, а что плохо. Просто способ подачи воздуха разный. Да и в волынках с мехом отсутствует проблема влаги в мешке т.к. воздух подается сухой. Примеры волынок с лягушкой uillean pipe, small pipe, border pipe, musette, Чешская Коза и др.

Бурдоны 1-2-3… Сколько нужно?

На самом деле тут однозначного ответа нет. В защиту бурдонов можно сказать следующее: чем больше бурдонов, тем богаче и ярче звук инструмента. Но до бесконечности их число увеличивать нельзя. Поэтому максимальное число бурдонов не превышает пяти (Northumbrian pipe). Однако, чем больше у волынки бурдонов, тем больше расход воздуха, и тем сложней играть на инструменте.

Существуют инструменты, у которых количество бурдонов канонизировано и меньше или больше чем положено вам не сделают. Это большая и шотландская волынка, border pipe и другие. Так же есть инструменты, где вы вольны выбирать количество бурдонов - один, два, три…или для начала совсем без бурдонов, и, с ростом мастерства, потихоньку добавлять аккомпанемента. Так, например, минимальный набор галисийской гайты – 1 басовый бурдон, а ирландский иллеан-пайп можно купить вообще без бурдонов. С разным количеством бурдонов можно приобрести и шведскую сакпипу, а так же всевозможные средневековые волынки.

Трости: пластик или тростник?

Понятие лучше или хуже тут опять не подходит. У каждого материала для тростей есть свои плюсы и минусы. Кто-то никогда не станет играть на пластиковых, предпочитая по полчаса настраивать волынку ради богатого звука. Для кого-то важнее стабильность и отсутствие регулярной возни с настройкой – он выберет пластик. Тут совет только один - нужно пробовать. С оговоркой, что пластиковые трости все-таки проще в обращении и соответственно наиболее предпочтительны для начинающих.

Дерево или пластик… пластик или дерево?

Волынки изготавливают из разных пород дерева и каждое дерево дает определенные оттенки звуку. Но!!! Во первых дерево требует от музыканта бережного обращения и постоянного ухода. Во вторых в природе нет двух одинаковых деревяшек, поэтому даже два одинаковых инструмента, изготовленных из одного дерева будут звучать чуть-чуть по-разному. В третьих дерево бывает капризно к погоде, оно может треснуть, лопнуть, внутренние напряжения могут его изогнуть. Да, на деревянном инструменте нужно постоянно играть, чтобы дерево не рассохлось. Пластик же не требует особенного ухода и из пластика при наличии соответствующего оборудования можно делать детали абсолютно идентичные. Именно поэтому пластик чаще всего применяют оркестры волынщиков, для того чтобы инструменты звучали одинаково. А так же те, для кого важна нечувствительность инструмента к погоде сменам климата и пр. Но ни одна пластиковая волынка не сравнится по богатству звуковых оттенков с инструментом, сделанным из хорошего дерева.

Зачем волынке рубашка?

Ну во первых рубашка или «ковер» это красиво. Во вторых ковер является неотъемлемым атрибутом некоторых волынок таких как gaita, GHB. small pipe, uillean pipe и др. Шьются рубашки для волынок как правило из бархата и вельвета и декорируются в соответствии с народной традицией (бахрома, тесьма, цветной шнур и пр.). Некоторые волынки обшиваются снаружи мехом животных. В общем и целом несет исключительно декоративную цель и на звучании волынки никак не отражается. Многие волынки прекрасно обходятся без нее.