Волынки и Web.
Ничего общего! Почти...

Виды волынок

В рубрике: Все об инструменте — 02.09.2008

Статья написана в соавторстве с Андреем Герасимовым

Классификация волынок

Как и почти все классификации, классификация волынок достаточно условна. Так, среди всего многообразия этих музыкальных инструментов можно выделить два основных его вида:

- волынки с цилиндрическим каналом чантера и одинарной тростью - если можно так выразиться, основной ареал обитания волынок этого типа - восток и Восточная Европа. Что касается трости, то она, как правило, делается из тростника, реже - из дерева, причем не только вырезается, но и выжигается. Длина чантера таких волынок обычно колеблется в пределах от 13 до 25 см. Некоторые исследователи считают волынки этого типа несколько примитивными, но с этим зачастую можно поспорить. к этому же классу относят и болгарские волынки, хоть они и являются в некотором роде исключением - их одинарная трость совмещается с коническим чантером.

- волынки с коническим каналом чантера и двойной тростью - эти инструменты чаще можно встретить в Западной Европе. И из этого класса есть исключения - к примеру, у смоллпайпов, к примеру, при наличии двойной трости имеется цилиндрический чантер, который дает инструменту более мягкий, похожий на кларнет, звук.

Несколько особняком стоят волынки с двойным чантером. Чаше всего конструктивно это выглядит как две отдельных трубки, иногда торчащие из одного стока. Возможен так же вариант сдвоенного чантера - единой детали с двумя раздельными каналами. Длина чантера таких волынок - в пределах 30-45 см.

Одинарные трости

Xeremia - флейта, очень распространенная на Ибице, чаще всего ее можно увидеть у пастухов. Характерной особенностью этой флейты являются пять выжженных отверстий, такой строй инструмента позволяет исполнять пентатонические мелодии. Трость для Xeremia изготавливается из тростника, однако трость обычно является отдельной деталью флейты. Такая деталировка позволяет выполнять саму флейту не только из тростника, но и из других материалов - металла, кости или древесины.

Что касается непосредственно трости, то традиционным материалом для нее является, как понятно из названия - тростник. Однако, в европейских странах это растение является довольно редким, поэтому возможны варианты замены материала трости на бузину, или, к примеру, на гусиное перо.

По способу изготовления трости можно классифицировать как up-cut и down-cut - по направлению разреза. Down-cut характерен для Европейских стран, а так же Индии и Магриба, при такой постановке вопроса разрез при изготовлении направлен вниз. Up-cup распространен на ближнем востоке, при таком способе производства тростей разрез идет сверху вниз.

В этом плане интересны индийские инструменты - к примеру, Sruti upanga - профессиональный инструмент, предназначенный для игры одной рукой. Инструмент этот имеет пять отверстий и предназначен для аккомпанемента в качестве дрона. Конечно, такой инструмент сам по себе не звучит, и используется для игры, пусть в небольшом, но все же оркестре.

Другой, достаточно интересный индийский инструмент - mashak, в современности практически вытеснен волынками, как завезенными извне, так и местного производства. Этот инструмент интересен тем, что долгое время существовал параллельно шотландской волынке, индусы долго экспериментировали, используя элементы mashak в конструкции волынки, или конструируя собственные инструменты наподобие волынки на основе mashak.

Примитивные музыкальные инструменты

Многие примитивные музыкальные инструменты сохранились до сих пор, и используются коренным населением территории, на которой они исторически сложились, у качестве народных. Такие инструменты широко распространены от Сибири до Атлантики, от Индии до Магриба. Конечно, чаще всего такие примитивные инструменты служат пастухам, и имеют раструб из рога. Например, китайские пастухи любят "татарский рожок" - hu kya - тонкий рог на конце инструмента с тремя отверстиями.

Россия и Скандинавия могут похвастать другими материалами для музыкальных инструментов. Тут в ход идет береза, сосна, кора или местные виды тростника, отверстий в нем - от 4 и более. На конце инструмент украшен не обязательно костяным рогом, материал может быть каким угодно - например, кора или древесина, ну а сам рог нередко украшают зубцами.

Интересны шотландские “stock and horn”, слегка напоминающие practice-chanter, с раструбом в виде рога на конце. К сожалению, до наших дней этот инструмент, при производстве которого использовалась овечья кость, рог и трость из овсяного стебля, не дошел, но остались музейные экспонаты, к примеру, один экземпляр этого инструмента хранится в Национальном музее Ирландии.

Двойной чантер

Инструменты с двойным чантером широко распространены в Марокко, Месопотамии, Аравии и других близлежащих странах. Zammara (zumar, zummara) распространен среди берберских племен, причем распространен он там очень давно - есть данные, что Zammara предшествовала исламу. Этот инструмент имеет 12 отверстий, по 2 группы отверстий на каждом чантере, и два роговых раструба. Исполнитель для игры на Zammara пользуется циркулярным дыханием. Корни этого инструмента восходят ко временам Древнего Египта, ведь до сих пор в древних захоронениях от Египта до Ирака находят очень похожие на Zammara инструменты, только без раструбов.

Традиционно, в Пакистане и Ираке подобные инструменты изготавливают из птичьих костей, скрепляя их между собой медными кольцами, и заливая пространство между ними смолой или пчелиным воском. Исполнители при игре используют закрытую аппликатуру, и в целом техника игры очень напоминает игру на волынке. Звук, издаваемый инструментом, тоже легко спутать со звуком волынки, ведь сочетание всех этих факторов должно давать такой же звук.

Распространены на Востоке и волынки, так, к примеру, в Тунисе это Shkeva (shkeyva) и Zukra - эти инструменты сами по себе звучат редко, они требуют аккомпанемента, чаще всего в этой роли выступает bendir. Так же стоит отметить турецкий tulum.

Волынки в Восточной Европе

- Волынки без бурдона, с двойным чантером распространены в Боснии, Герцеговине, Черногории. Эти инструменты часто называю "дипле", и отличает их очень мягкий звук, напоминающий скрипку. Чантер этой волынки, как правило, вырезается из плоского куска древесины, а отверстия выжигаются. Кроме того, что эти волынки очень напоминают собратьев из Туниса, стоит отметить, что существуют и особые разновидности дипле, без мешка.

- В Славонии, Сербии, Украине и Польше распространение получили волынки с бурдоном и двойным чантером. Словаки, сербы, хорваты называют свою волынку гайдой, румыны - чимпони (видимо, восходит к греческому названию волынки "симфония"), украинцы, поляки и венгры - дудой. Инструмент этот во многом напоминает дипле. но имеет ряд особенностей. Так, например, левый канал чантера имеет отверстие для мизинца, при закрытии которого звучит доминантная нота, а при открытии - нижняя нота чантера. Строй этих волынок также достаточно специфичен, например, бурдон настраивается на две октавы ниже самой нижней ноты чантера.

- В Моравии, Польше, Беларуси, Чехии распространены инструменты, которые можно условно назвать "bock", хотя так они называются только на территории Германии. В Чехии эти волынки называют dudy, в Польше - koziol или koza, В Германии так же можно встретить названия сорбский kozol и dudelsack.

Инструменты этой группы легко идентифицировать по гротескному, огромных размеров, рогу на конце чантера, причем как во внешнем виде, так и в конструкции явственно чувствуются немецкие традиции производства волынок. Конструктивно bock представляет собой волынку с цилиндрическим каналом чантера и одинарной тростью. Авторы многих исторических трудов и хроник сходятся во мнении, что этот инструмент долгое время был традиционной волынкой большинства западных славян. В России также можно встретить упрощенную версию bock - жалейку, кроме того, этот инструмент также, пусть и редко, но встречается в Литве и Белоруси.

- Южная группа инструментов имеет распространение в Болгарии, Румынии, Македонии. Помимо того, что традиционно болгарские гайды изготавливают из древесины сливы, стоит отметить и то, что конструкция гайды не одинакова - есть инструменты и с цилиндрическим, и с коническим чантером. Одной из особенностей болгарской гайды является большой мешок, позволяющий исполнителю не только играть на волынке, но и петь достаточно продолжительное время.

- Северная группа инструментов распространена в Прибалтике и Скандинавии, и характеризуется одинарным чантером и одинарным бурдоном. Стоит отметить, что инструменты эти имеют достаточно примитивную конструкцию. Сюда же можно отнести dudey, представляющий собой волынку тремя бурдонами и чантером длиной 14 см., и hummelchen с двумя бурдонами и чантером длиной 19 см. Трости могут быть как одинарными, так и двойными, а каналы чантера - цилиндрические. Интересны так же эстонские tourpilli, имеющие, предположительно шведское происхождение - сохранились экземпляры этого инструмента с мешком из тюленьей кожи. Шведская же sackpipa теперь выглядит как самобытный инструмент с одинарной тростью, цилиндрическим каналом чантера и двумя бурдонами в одном стоке, однако, история сохранила предтечу этого инструмента - типично европейскую волынку с двумя бурдонами и коническим чантером.

Волынки в Западной Европе

Двойные трости

Двойные трости в Европе использовались очень широко, история их применения берет свое начало в античности. Двойную трость получить очень легко - уже практически готовую трость, допустим, из тростника, расщепляют надвое - приблизительно так делались трости для античного авлоса. В настоящее время в Европе подобным же образом делают трости для достаточно примитивных народных инструментов - допустим, расщепляют кору ивы (кстати, сами инструменты тоже делаются из ивовой коры - из свежей коры просто сворачивается рожок, который, усыхая, приобретает достаточную прочность). В профессиональных духовых инструментах Европы двойные трости тоже нашли широкое применение, яркие тому примеры - не только волынки, но и tarakava, tarogato, gralla, dulzaina, sopel и т.п. - инструменты, бывшие когда-то народными, но со временем ставшие классикой.

Такой инструмент, как gralla, имеет достаточно примечательную трость - делают ее, складывая вдвое полоску тростника длинной превосходящую длину трости вдвое, затем крепят получившуюся конструкцию к медной трубке при помощи проволоки. Таким образом, этот инструмент имеет несколько настроек - трость можно настраивать, затягивая или отпуская проволоку, а сам строй инструмента меняется от того, насколько глубоко трость находится в канале.

Зампонья (Zampogna) - практически единственная из известных науке волынок, имеющих только двойную трость. Родина этой волынки - Сицилия и Южная Италия, там у нее много названий, среди которых cornamusa, piffaro или ciaramella. По сути, если абстрагироваться от мешка, это двойная флейта с чантерами разной длинны, по внешнему виду, конструкции и строю очень напоминающая античный авлос. Современная зампонья имеет резьбы на чантерах и бурдонах, позволяющие соединяться им со стоками, однако полностью сохранила широкие раструбы, характерные для волынок Средневековья. И, хотя первые известные изображения этой волынки датируются 17-м веком, само название зампонья имеет хождение и упоминается в литературных источниках, начиная с 14-го века.

В современной музыке зампонья используется для исполнения музыки совместно с шалмеем, однако в стародавние времена это был пастушеский инструмент, простой и непритязательный. Давным-давно пастухи с зампоньями приходили в города на рождество и исполняли рождественские гимны. Возможно, именно это послужило побуждающим моментом к популяризации этого инструмента - зампонья путешествовала по свету вместе с исполнителями, став не менее популярной и известной, чем шотландская волынка в современности. Известно, что музыка, рожденная этим инструментом, вдохновляла на написание симфоний Баха, Генделя, и многих других композиторов. Кроме того, существует огромное количество изображений этого инструмента художниками других стран, что доказывает, что зампонья была действительно популярна.

Однако, конечно же, не только итальянские волынки представляют интерес для исследователя. Например, во Франции тоже существует огромное разнообразие разновидностей этого инструмента. Здесь можно услышать такие названия волынки: cornamuse, cabrette, biniou. Разница не только в названии, но и в конструкции, например, в Берри волынки отличались "вдувником" и басовым бурдоном, а волынки из Аверна были без басового дрона и с накачкой.

Обычно вместе с французской волынкой звучала колесная лира, причем нередко бурдоны отключали, ведь волынка вела мелодию. Кроме того, стоит обратить внимание и на их внешний вид - волынки во Франции были часто украшены достаточно богато, их орнаменты были не только французскими, но и навевали мотивы, например, Украины, или Румынии.

Классический Biniou теперь известен как petit biniou - узнать его можно по укороченному чантеру, и используется он для игры в унисон с бомбардой, при этом бомбарда звучит на октаву ниже. Grand biniou - современный инструмент, появившийся в 1932 году.

В Испании тоже существуют национальные традиции в производстве волынок - испанские волынки отличает резкое расширение на конце бурдона, с отверстием небольшого диаметра. Кроме испанских такая конструктивная особенность характерна для шотландских, эстонских и бретонских волынок - маленькое отверстие можно резко заткнуть пальцем, таким образом "выключив" трость и смягчить звучание.

А теперь познакомимся с самыми популярными волынками современности - шотландскими волынками. Эти волынки, три столетия назад звучавшие только на территории Шотландии, Ирландии и Англии, теперь известны по всему миру.

Ирландская волынка (Irish war pipe) - возрожденный вариант некогда утерянного этой нацией инструмента - в начале 20 века, когда ирландцам не хватало самобытности и культурного наследия, традиция военных маршей под аккомпанемент волынки была возрождена, а сам инструмент - любовно восстановлен по картинам и сохранившимся описаниям. В результате, ирландский вариант волынки очень похож на шотландскую волынку, однако, на немецкий манер у нее на один бурдон меньше.

Второй вариант этого инструмента - «Brian Boru», по конструкции схожа с шотландской волынкой и имеет три бурдона, однако отличается строем - настраивают ее бурдоны по-нортумбрийски.

Еще одна волынка, которую можно отнести к шотландским - lowland pipe. Ее возникновение датируется концом 18, началом 19 века. Эту волынку отличает "накачка".

Близкая родственница lowland pipe - нортумбрийская волынка, имеющая в одном стоке три бурдона. Волынка эта - однозначно потомок французской мюзетты, и ее возникновение датируется концом 17-го века. С некоторой натяжной можно предполагать, что lowland pipe и нортумбрийская волынка - в каком-то смысле родственники, однако степень "родства" теперь определить не представляется возможным.

Кстати, что касается настройки инструментов, то со временем строй менялся, это ясно видно по картинам и описаниям инструментов. Так, что касается бурдонов шотландских волынок, на картинах Брейгеля и Хогарта соотношение между ними составляет 3:2, то есть, настраивались они в квинту. На картинах других художников, рисовавших волынки после 17 века, соотношение их становится 2:1, то есть тогда бурдоны стали настраивать в октаву. Есть и несколько непонятных моментов, например, совершенно непонятно, почему у Вирдунга, датируемого 16-м веком, бурдоны изображены абсолютно одинаковыми.

Другая волынка, Uillean pipe - известна с конца 17 века, однако некоторые исследователи склоняются к мысли, что когда Шекспир писал о “woolen pipe”, он имел ввиду именно этот вид волынки.

На этой волынке играют сидя, регулируя звук чантера путем поднимания и опускания колена. Дело в том, что конструктивно чантер расположен так, что лежит на колене исполнителя, таким образом, поднимая колено, можно получить низкую ноту, а опустив ниже - получают звук в верхней октаве, при этом на мешок нажимают несколько сильнее. Изначально эта волынка имела два бурдона и чантер, однако со временем ее конструкцию упростили до современного вида.


Похожие новости.


Мешок для волынки

Мешок для волынки

Габариты мешка для волынки оказывают влияние на ее громкостную динамику. Если мешок большой, то волынка звучит тише. Довольно часто можно слышать мнение, что чем больше мешок, тем



Волынка на Руси

Волынка на Руси

Волынка – это удивительный древнеславянский инструмент, но также волынка отражает стиль жизни народа. Довольно часто приходится слышать, как люди говорят друг другу фразу – «Ну и затянул ты волынку…» Для



Устройство волынки

Устройство волынки

Волынка является одним из древнейших музыкальных духовых инструментов народов Европы и Азии. Его история уходит корнями в глубину веков, и немногие из нас представляют, как устроен этот музыкальный инструмент. Основная составляющая



Электронная волынка. Чудо техники от чудо-мастера.

Электронная волынка. Чудо техники от чудо-мастера.

Компания www.vpipes.com выпускает...электронную волынку, точнее, эмулятор этого инструмента, изображение которого Вы видите слева. Пример звучания: http://www.vpipes.com/snd/air.mp3 - композиция Эйр. А вот и видео с какого-то openair: http://www.youtube.com/watch?v=w6WEuf47_Qo На записи звучит неплохо. Интересно, как



Как отличить плохую волынку от хорошей

Как отличить плохую волынку от хорошей

Эндрю Т. Ленц, Санта Круз, Калифорния Материалы публикуются с разрешения автора. Любое копирование и перепечатка запрещены Иногда очень сложно отличить хорошую волынку, которую сделал какой-нибудь шотландский горец, от бездарной подделки, которая была "произведена"




Нет комментариев

Комментариев нет.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.