Волынки и Web.
Ничего общего! Почти...

Инструменты духового оркестра: виды и особенности

В рубрике: Статьи — 27.05.2014

Инструменты духового оркестра: виды и особенности

Рассматривая инструменты духового оркестра как единое целое, нельзя не выделить инструментальную группу, которую принято называть «саксгорной». Этому названию группа обязана некоему А. Саксу, выделившему ее в 40-х годах XIX столетия. До этого изобретения, с указанной ролью более-менее успешно справлялись другие инструменты, называвшиеся бюглями (бюгельгорнами).

Среди представителей музыкальной среды Советского союза, «саксогорну» еще называли «медной группой».

Назначение и состав медной группы

  • инструменты, характеризующиеся высокой тесситурой, а именно саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты);
  • инструменты, принадлежащие к среднему регистру (все альты, теноры и баритоны);
  • инструменты, относящиеся к низкому регистру (саксгорн-бас, а также саксгорн-контрабас).

Кроме указанной «медной группы», к составу оркестра относятся и другие группы инструментов, а именно:

  •  группа, включающая деревянные духовые инструменты;
  •  группа с ударными инструментами.

Если рассматривать группу саксгорнов самостоятельно в составе духового оркестра, то ее можно называть малым медным составом.

В ее состав входят:

  •  группа деревянных духовых;
  •  валторны;
  •  тромбоны;
  •  ударные.

Полученные таким образом виды, оркестры будут иметь названия малого смешанного и большого смешанного соответственно.

Инструменты духового оркестра: виды и особенностиХарактерной для инструментов группы саксогорнов особенностью, является наличие у них заметной конической трубки и довольно широкой мензуры. Благодаря этому, инструменты способны издавать большие и сильные звуки. Обладают они и другими техническими возможностями, которые отображают характеризующие духовые инструменты названия. Ближе всего к таким характеристикам подходят корнеты, обладающие немалой технической подвижностью и достаточно выразительным звучанием. Именно они отвечают за воспроизведение основного мелодического материала музыкального произведения.

К тем музыкальным инструментам, которые относятся к среднему регистру, причисляют альты, теноры и духовой инструмент баритон. В составе оркестра на них возложены две задачи:

  1.  Заполнение гармонической «середины». Это означает исполнение основных голосов гармонии, и может быть реализовано в совершенно разных формах (например, в форме характерных выдержанных звуков, фигурации, часто повторяющихся нот и других).
  2.  Они обеспечивают взаимодействие и с другими оркестровыми группами, главной из которых считается корнет. Самое распространенное сочетание - совместное исполнение корнетов и теноров, имеющее также название «в октаву». Взаимодействуют они также с басами, а иногда и с баритоном.

Именно к группе среднего регистра присоединяются медные инструменты, а именно: валторны; трубы; тромбоны. Этот перечень по союзной терминологии имел название «характерных медных».

Использование деревянных духовых инструментов

Нельзя не отметить и важную роль группы деревянных духовых инструментов, дополняющих медную группу. К ним относят многие виды кларнетов, флейт, а при большом составе также саксофоны, гобои и фаготы. Наличие деревянных инструментов значительно расширяет оркестровый диапазон.

Так, мелодия, исполняемая при помощи корнетов, труб и теноров, с легкостью удваивается вверх на 1-2 октавы.

По мнению Глинки, участие деревянных духовых делает оркестр чрезвычайно ярким.

Роль ударных инструментов

Важным значением для духового оркестра обладает, и группа ударных. Ударные не теряются в составе оркестра, несмотря на то, что духовой оркестр обладает большой плотностью и массивностью. Они успешно справляются с функцией создания ритма, особенно в танцевальной и маршевой музыке. Эта особенность, присущая исключительно духовому оркестру, создает отличие между ним и симфоническим оркестром.

Ударная группа, участвующая в духовом оркестре, делает его звучание явно форсированным, так как на слух, прежде всего, воспринимаются издаваемые большим барабаном ритмические удары. Восприятие же остальных голосов, происходит с определенной задержкой.

Особенности, присущие малому смешанному духовому оркестру

Если рассматривать все отличия характеризующие малый медный и малый смешанный оркестры, то самым большим из них определенно является высотный фактор. Так как наличие Инструменты духового оркестра: виды и особенностив оркестре разнообразных флейт и кларнетов, позволяет ему оказаться в «зоне» высокого регистра. А это значит, что другой станет и общая объемность звучания, ведь на существующую у оркестра полноту звучания оказывает влияние не только абсолютная сила, а и его регистровая широта, и объемность расположения.

В этом случае появляется возможность сопоставить звучание, создаваемое медным оркестром и звучание деревянной группы. Происходит небольшое сужение области «деятельности» для медной группы, снижается и степень ее универсальности, которая была органичной для малого медного оркестра.

Поскольку в оркестре присутствуют инструменты деревянной группы, а также представленная валторнами и трубами медь, то возникает возможность добавления новых тембров. Источниками новых тембров становится смесь звучания этих групп, и деревянной группы в частности.

У деревянной меди существует множество возможностей, поэтому она легко избавляется от технической форсировки, а совместное звучание инструментов оркестра становится легче. Иногда, возникающая у медной группы «вязкость» практически полностью исчезает.

Можно с уверенностью констатировать, что именно формат малого смешанного духового оркестра считается наиболее универсальным инструментальным коллективом. Такая высокая оценка его возможностей требует исполнительского мастерства и от всех без исключения оркестрантов, и от руководителя музыкального коллектива.

Самая совершенная форма духовых оркестров - большой смешанный духовой оркестр.

Этот вид духового оркестра является наиболее сложной формой для оркестра. Однако имеющиеся у него возможности, позволяют исполнять чрезвычайно сложные музыкальные произведения.

На смену геликонам теперь приходят тубы, имеющие схожие принципы игры.

В составе ударной группы появляются литавры. Как правило, это будут три разновидности инструмента:

  •  большая;
  •  средняя;
  •  малая.

Удачным можно назвать и контраст, создаваемый трубами и корнетами. Присущие кларнетам и корнетам приемы divisi, позволяют разделить каждую группу на 4-5 голосов.

В большом смешанном оркестре растет и численность музыкантов. В состав малого входят 10-12 музыкантов, в малом смешанном их количество увеличивается до 25-30 человек, а уже в большом смешанном, их численность достигает 40–50 музыкантов.

Видео: Концерт духового оркестра


Похожие новости.


В Москве состоялся осенний фестиваль хоров

В Москве состоялся осенний фестиваль хоров

В Москве состоялся Международный Осенний фестиваль хоровых коллективов. Данное мероприятие стало уже одним из фирменных. Именно оно неразрывно связано со стартом сезона в Московской консерватории. Весьма печально, что в этом



В продажу поступил скандальный альбом  Карли Бруни

В продажу поступил скандальный альбом Карли Бруни

Супруга бывшего главы французского правительства Николя Саркози, певица Карла Бруни выпустила очередной, 4-й по счету профессиональный студийный альбом. Очередная музыкальная работа бывшей первой мадам страны получила название «Little French songs»



Подарочный сертификат – лучший подарок

Подарочный сертификат – лучший подарок

Выбор подарка для другого человека – это довольно таки сложный процесс. Ничто не может давать полную уверенность в том, что выбранный подарок станет уникальным и неповторимым для того или иного



Полицейские Вены заняты поисками осквернителя могил великих композиторов

Полицейские Вены заняты поисками осквернителя могил великих композиторов

Вот уже третью неделю подряд венские полицейские разыскивают неизвестного вандала, вскрыл могилы великих композиторов – Штрауса и Брамса. Осквернитель похитил челюсти усопших. Самое интересное, что похититель не делает из этого



От древности до наших дней: волынка в современной обработке

От древности до наших дней: волынка в современной обработке

Интересно, что волынка в современной обработке продолжает поступь этого аутентичного и самобытного инструмента. Шотландская волынка очень известный и очень громкий инструмент. Именно поэтому она часто использовалась для ритуальных целей или




Нет комментариев

Комментариев нет.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.