Инструменты духового оркестра: виды и особенности
Рассматривая инструменты духового оркестра как единое целое, нельзя не выделить инструментальную группу, которую принято называть «саксгорной». Этому названию группа обязана некоему А. Саксу, выделившему ее в 40-х годах XIX столетия. До этого изобретения, с указанной ролью более-менее успешно справлялись другие инструменты, называвшиеся бюглями (бюгельгорнами).
Среди представителей музыкальной среды Советского союза, «саксогорну» еще называли «медной группой».
На заметку: ищете, где заказать выставочный стенд? Лучшие выставочные стенды в Москве предлагают на ridjey.ru.
Назначение и состав медной группы
- инструменты, характеризующиеся высокой тесситурой, а именно саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты);
- инструменты, принадлежащие к среднему регистру (все альты, теноры и баритоны);
- инструменты, относящиеся к низкому регистру (саксгорн-бас, а также саксгорн-контрабас).
Кроме указанной «медной группы», к составу оркестра относятся и другие группы инструментов, а именно:
- группа, включающая деревянные духовые инструменты;
- группа с ударными инструментами.
Если рассматривать группу саксгорнов самостоятельно в составе духового оркестра, то ее можно называть малым медным составом.
В ее состав входят:
- группа деревянных духовых;
- валторны;
- тромбоны;
- ударные.
Полученные таким образом виды, оркестры будут иметь названия малого смешанного и большого смешанного соответственно.
Характерной для инструментов группы саксогорнов особенностью, является наличие у них заметной конической трубки и довольно широкой мензуры. Благодаря этому, инструменты способны издавать большие и сильные звуки. Обладают они и другими техническими возможностями, которые отображают характеризующие духовые инструменты названия. Ближе всего к таким характеристикам подходят корнеты, обладающие немалой технической подвижностью и достаточно выразительным звучанием. Именно они отвечают за воспроизведение основного мелодического материала музыкального произведения.
К тем музыкальным инструментам, которые относятся к среднему регистру, причисляют альты, теноры и духовой инструмент баритон. В составе оркестра на них возложены две задачи:
- Заполнение гармонической «середины». Это означает исполнение основных голосов гармонии, и может быть реализовано в совершенно разных формах (например, в форме характерных выдержанных звуков, фигурации, часто повторяющихся нот и других).
- Они обеспечивают взаимодействие и с другими оркестровыми группами, главной из которых считается корнет. Самое распространенное сочетание - совместное исполнение корнетов и теноров, имеющее также название «в октаву». Взаимодействуют они также с басами, а иногда и с баритоном.
Именно к группе среднего регистра присоединяются медные инструменты, а именно: валторны; трубы; тромбоны. Этот перечень по союзной терминологии имел название «характерных медных».
Использование деревянных духовых инструментов
Нельзя не отметить и важную роль группы деревянных духовых инструментов, дополняющих медную группу. К ним относят многие виды кларнетов, флейт, а при большом составе также саксофоны, гобои и фаготы. Наличие деревянных инструментов значительно расширяет оркестровый диапазон.
Так, мелодия, исполняемая при помощи корнетов, труб и теноров, с легкостью удваивается вверх на 1-2 октавы.
По мнению Глинки, участие деревянных духовых делает оркестр чрезвычайно ярким.
Роль ударных инструментов
Важным значением для духового оркестра обладает, и группа ударных. Ударные не теряются в составе оркестра, несмотря на то, что духовой оркестр обладает большой плотностью и массивностью. Они успешно справляются с функцией создания ритма, особенно в танцевальной и маршевой музыке. Эта особенность, присущая исключительно духовому оркестру, создает отличие между ним и симфоническим оркестром.
Ударная группа, участвующая в духовом оркестре, делает его звучание явно форсированным, так как на слух, прежде всего, воспринимаются издаваемые большим барабаном ритмические удары. Восприятие же остальных голосов, происходит с определенной задержкой.
Особенности, присущие малому смешанному духовому оркестру
Если рассматривать все отличия характеризующие малый медный и малый смешанный оркестры, то самым большим из них определенно является высотный фактор. Так как наличие
в оркестре разнообразных флейт и кларнетов, позволяет ему оказаться в «зоне» высокого регистра. А это значит, что другой станет и общая объемность звучания, ведь на существующую у оркестра полноту звучания оказывает влияние не только абсолютная сила, а и его регистровая широта, и объемность расположения.
В этом случае появляется возможность сопоставить звучание, создаваемое медным оркестром и звучание деревянной группы. Происходит небольшое сужение области «деятельности» для медной группы, снижается и степень ее универсальности, которая была органичной для малого медного оркестра.
Поскольку в оркестре присутствуют инструменты деревянной группы, а также представленная валторнами и трубами медь, то возникает возможность добавления новых тембров. Источниками новых тембров становится смесь звучания этих групп, и деревянной группы в частности.
У деревянной меди существует множество возможностей, поэтому она легко избавляется от технической форсировки, а совместное звучание инструментов оркестра становится легче. Иногда, возникающая у медной группы «вязкость» практически полностью исчезает.
Можно с уверенностью констатировать, что именно формат малого смешанного духового оркестра считается наиболее универсальным инструментальным коллективом. Такая высокая оценка его возможностей требует исполнительского мастерства и от всех без исключения оркестрантов, и от руководителя музыкального коллектива.
Самая совершенная форма духовых оркестров - большой смешанный духовой оркестр.
Этот вид духового оркестра является наиболее сложной формой для оркестра. Однако имеющиеся у него возможности, позволяют исполнять чрезвычайно сложные музыкальные произведения.
На смену геликонам теперь приходят тубы, имеющие схожие принципы игры.
В составе ударной группы появляются литавры. Как правило, это будут три разновидности инструмента:
- большая;
- средняя;
- малая.
Удачным можно назвать и контраст, создаваемый трубами и корнетами. Присущие кларнетам и корнетам приемы divisi, позволяют разделить каждую группу на 4-5 голосов.
В большом смешанном оркестре растет и численность музыкантов. В состав малого входят 10-12 музыкантов, в малом смешанном их количество увеличивается до 25-30 человек, а уже в большом смешанном, их численность достигает 40–50 музыкантов.
Видео: Концерт духового оркестра
Похожие новости.
«Северсталь метиз» закончила свой проект «Север – Юг» вложив в него 34 млн $
Проект «Север – Юг» начал свою деятельность осенью 2008 года. Параллельно ему на других площадях данной компании проводились типовые проекты. Основной задачей «Север – Юг», стало создание новейшего, современного процесса
Кто играет на волынке: история возникновения инструмента
Задумывались ли вы над вопросом: может ли один человек аккомпанировать себе на свирели и одновременно петь песню. Это нереально, так как человек может делать что-то одно - либо петь, либо
ТЦ «МЕГА Белая дача» — все и в одном месте!
Мега "Белая дача" является одним из самых больших в России торгово-развлекательных комплексов. Находится этот центр в Москве, а добраться до него можно от станций метро: Братиславская, Выхино, Кузьминки и Люблино
Шотландский музыкальный инструмент волынка
Музыкальный инструмент волынка дает каждому человеку возможность представить живописные картины людей в шотландских килтах, танцующих на удивительных горах и равнинах. Этот инструмент также называется Великая горная волынка. Волынка, Википедия дает определение
Музыка и музыкальный инструмент шотландцев
Волынка — это не просто музыкальный инструмент шотландцев. Это такая же неотъемлемая составляющая шотландской культуры, как и клетчатые килты, и береты-тэм-о-шентеры. Краткая история волынки Волынка является одним из самых древних музыкальных инструментов

