Инструменты духового оркестра: виды и особенности
Рассматривая инструменты духового оркестра как единое целое, нельзя не выделить инструментальную группу, которую принято называть «саксгорной». Этому названию группа обязана некоему А. Саксу, выделившему ее в 40-х годах XIX столетия. До этого изобретения, с указанной ролью более-менее успешно справлялись другие инструменты, называвшиеся бюглями (бюгельгорнами).
Среди представителей музыкальной среды Советского союза, «саксогорну» еще называли «медной группой».
На заметку: ищете, где заказать выставочный стенд? Лучшие выставочные стенды в Москве предлагают на ridjey.ru.
Назначение и состав медной группы
- инструменты, характеризующиеся высокой тесситурой, а именно саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты);
- инструменты, принадлежащие к среднему регистру (все альты, теноры и баритоны);
- инструменты, относящиеся к низкому регистру (саксгорн-бас, а также саксгорн-контрабас).
Кроме указанной «медной группы», к составу оркестра относятся и другие группы инструментов, а именно:
- группа, включающая деревянные духовые инструменты;
- группа с ударными инструментами.
Если рассматривать группу саксгорнов самостоятельно в составе духового оркестра, то ее можно называть малым медным составом.
В ее состав входят:
- группа деревянных духовых;
- валторны;
- тромбоны;
- ударные.
Полученные таким образом виды, оркестры будут иметь названия малого смешанного и большого смешанного соответственно.
Характерной для инструментов группы саксогорнов особенностью, является наличие у них заметной конической трубки и довольно широкой мензуры. Благодаря этому, инструменты способны издавать большие и сильные звуки. Обладают они и другими техническими возможностями, которые отображают характеризующие духовые инструменты названия. Ближе всего к таким характеристикам подходят корнеты, обладающие немалой технической подвижностью и достаточно выразительным звучанием. Именно они отвечают за воспроизведение основного мелодического материала музыкального произведения.
К тем музыкальным инструментам, которые относятся к среднему регистру, причисляют альты, теноры и духовой инструмент баритон. В составе оркестра на них возложены две задачи:
- Заполнение гармонической «середины». Это означает исполнение основных голосов гармонии, и может быть реализовано в совершенно разных формах (например, в форме характерных выдержанных звуков, фигурации, часто повторяющихся нот и других).
- Они обеспечивают взаимодействие и с другими оркестровыми группами, главной из которых считается корнет. Самое распространенное сочетание - совместное исполнение корнетов и теноров, имеющее также название «в октаву». Взаимодействуют они также с басами, а иногда и с баритоном.
Именно к группе среднего регистра присоединяются медные инструменты, а именно: валторны; трубы; тромбоны. Этот перечень по союзной терминологии имел название «характерных медных».
Использование деревянных духовых инструментов
Нельзя не отметить и важную роль группы деревянных духовых инструментов, дополняющих медную группу. К ним относят многие виды кларнетов, флейт, а при большом составе также саксофоны, гобои и фаготы. Наличие деревянных инструментов значительно расширяет оркестровый диапазон.
Так, мелодия, исполняемая при помощи корнетов, труб и теноров, с легкостью удваивается вверх на 1-2 октавы.
По мнению Глинки, участие деревянных духовых делает оркестр чрезвычайно ярким.
Роль ударных инструментов
Важным значением для духового оркестра обладает, и группа ударных. Ударные не теряются в составе оркестра, несмотря на то, что духовой оркестр обладает большой плотностью и массивностью. Они успешно справляются с функцией создания ритма, особенно в танцевальной и маршевой музыке. Эта особенность, присущая исключительно духовому оркестру, создает отличие между ним и симфоническим оркестром.
Ударная группа, участвующая в духовом оркестре, делает его звучание явно форсированным, так как на слух, прежде всего, воспринимаются издаваемые большим барабаном ритмические удары. Восприятие же остальных голосов, происходит с определенной задержкой.
Особенности, присущие малому смешанному духовому оркестру
Если рассматривать все отличия характеризующие малый медный и малый смешанный оркестры, то самым большим из них определенно является высотный фактор. Так как наличие в оркестре разнообразных флейт и кларнетов, позволяет ему оказаться в «зоне» высокого регистра. А это значит, что другой станет и общая объемность звучания, ведь на существующую у оркестра полноту звучания оказывает влияние не только абсолютная сила, а и его регистровая широта, и объемность расположения.
В этом случае появляется возможность сопоставить звучание, создаваемое медным оркестром и звучание деревянной группы. Происходит небольшое сужение области «деятельности» для медной группы, снижается и степень ее универсальности, которая была органичной для малого медного оркестра.
Поскольку в оркестре присутствуют инструменты деревянной группы, а также представленная валторнами и трубами медь, то возникает возможность добавления новых тембров. Источниками новых тембров становится смесь звучания этих групп, и деревянной группы в частности.
У деревянной меди существует множество возможностей, поэтому она легко избавляется от технической форсировки, а совместное звучание инструментов оркестра становится легче. Иногда, возникающая у медной группы «вязкость» практически полностью исчезает.
Можно с уверенностью констатировать, что именно формат малого смешанного духового оркестра считается наиболее универсальным инструментальным коллективом. Такая высокая оценка его возможностей требует исполнительского мастерства и от всех без исключения оркестрантов, и от руководителя музыкального коллектива.
Самая совершенная форма духовых оркестров - большой смешанный духовой оркестр.
Этот вид духового оркестра является наиболее сложной формой для оркестра. Однако имеющиеся у него возможности, позволяют исполнять чрезвычайно сложные музыкальные произведения.
На смену геликонам теперь приходят тубы, имеющие схожие принципы игры.
В составе ударной группы появляются литавры. Как правило, это будут три разновидности инструмента:
- большая;
- средняя;
- малая.
Удачным можно назвать и контраст, создаваемый трубами и корнетами. Присущие кларнетам и корнетам приемы divisi, позволяют разделить каждую группу на 4-5 голосов.
В большом смешанном оркестре растет и численность музыкантов. В состав малого входят 10-12 музыкантов, в малом смешанном их количество увеличивается до 25-30 человек, а уже в большом смешанном, их численность достигает 40–50 музыкантов.
Видео: Концерт духового оркестра
Похожие новости.
Ярар — музыкальный инструмент чукчей
Повышенной распространенностью среди жителей чукотского самостоятельного округа пользуется ярар, саяк и сагуяк. Не менее востребованным среди них является и бубен. Этот музыкальный инструмент чукчей располагает своей историей, которая имеет древние
Нортумбрийская волынка
Волынки широко популярны по всему миру на протяжении многих столетий. Среди всего разнообразия волынок максимальную известность имеет волынка шотландская. Когда идет речь о волынке, то, как правило, имеется в виду
Килт — юбка волынщика
Шотландия является одной из самых удивительных стран. Здесь вниманию туристов представлены невероятные равнины и горы, живописные пейзажи, традиции. Весь этот колорит касается и людей, которые здесь живут, а также их
Курсы по гитаре
Современные родители часто отправляют своих детей на различные кружки по творчеству, в том числе, и в музыкальную школу. Но что, если вы хотите научиться играть на инструменте уже в сознательном
Школа барабанщиков – твой шанс начать звездное восхождение
Не ошибается лишь тот, кто вовсе не ошибается. Такого мастерства можно достичь, ежедневно изнуряя себя, родителей и соседей многочасовыми тренировками за барабанной установкой. Однако есть менее «травматичный» способ - обучиться