Музыкальные инструменты народов России: домра и балалайка
Существуют различные музыкальные инструменты народов России, наиболее популярным из них является балалайка. Можно встретить и другие названия этого инструмента, например, балабайка, что в народе значит бренчание струн под час игры.
Происхождение балалайки
Некоторые ученные считают, что слово балалайка имеет татарское происхождение. Действительно у татар есть немного похожее слово бала, которое в переводе означает дитя. Скорее всего, от него пошло слово балакать или балабонить, ведь детская речь является по сути неразумной.
Исторические сведения о балалайке очень мизерные. Информации об этом уникальном инструменте практически нет, даже в семнадцатом и восемнадцатом веках встречаются лишь мимолетные упоминания. В отдельных источниках можно найти намеки на существование балалайки на территории России, однако многие историки считают, что там упоминается домра – инструмент, являющийся родоначальником балалайки.
Во времена правления царя Михаила Федоровича при дворцовой потешной палате находились "игруны" домрачеи. Когда на троне восседал Алексей Михайлович, инструменты были не в почете и подвергались гонению. Вероятнее всего домра была переименована в балалайку именно в этот промежуток времени, то есть ко второй половине семнадцатого века.
Музыкальные инструменты России под названием балалайки впервые фигурируют в письменах, датируемых 1715 годом, когда правление было в руках Петра Великого. В источнике описывается шуточная свадьба, во время которой ряженые держали в руках балалайки. Точнее инструменты находились в руках людей, наряженных калмыками.
Домра и балалайка
На протяжении восемнадцатого века балалайка стала невероятно популярной среди великорусского народа, ее признали древнейшим инструментом, а также приписали ей славянское происхождение:
- Домра имела круглый корпус, а русские мастера заменили его треугольным. Поэтому можно сказать, что русское происхождение балалайки заключается только в ее корпусе. Современная балалайка имеет существенные отличия с тем инструментом, который был популярен в восемнадцатом веке.
- Гриф инструмента имел длину в четыре раза больше чем его корпус. Также отличалась и ширина корпуса, она была несколько меньше. Старинный инструмент обычно имел только две струны, это можно увидеть на древних примитивных картинах. Современный же музыкальный инструмент балалайка является трехструнным. Струны на балалайках металлические, поэтому и звучание у них отличается специфическим оттенком, тембр является достаточно звонким.
Примерно в середине двадцатого века историки выдвинули предположение о том, что балалайка существовала наряду с домрой, просто не было упоминаний об этом.
Некоторые исследователи утверждают, что музыкальный инструмент под названием домра является профессиональным у скоморохов, поэтому и не имеет широкой практики.
В то время как балалайка – это народный инструмент, следовательно, более жизнеспособный.
Изначально балалайку использовали на территории северных, а также восточных губерний России, в качестве сопровождения к народным плясовым песням. К середине девятнадцатого века популярность инструмента распространилась практически по всей России. Играли на ней и обычные деревенские парни, и придворные музыканты, в том числе и Хандошкин, и Лавров, и Яблочкин. Со временем музыкальные инструменты народов России несколько изменились, и балалайка ушла на второй план, а заменила ее гармоника.
В конце того же девятнадцатого века инструмент вновь стал популярен, благодаря Василию Андрееву, его еще называли молодым отцом балалайки. Мужчина вместе с Ивановым, Пасербским, Налимовым занимался усовершенствованием инструмента. Мастера сконструировали целое семейство балалаек, которые отличались размерами смычкового квартета. В 1888 году состоялся целый концерт, на котором совместно играли любители балалаек.
Андреев со своими сподвижниками не остановились на достигнутых результатах, и реконструировали такие музыкальные инструменты как гусли, домра, жалейка и другие. В итоге появился Великорусский оркестр, давший свой первый концерт 11 января 1897 года. Выступление состоялось под руководством Андреева в зале Дворянского Собрания. Музыканты добились определенного успеха, и это стало толчком появления новых коллективов, которые использовали народные инструменты.
Исполнительское искусство Василия Андреева и его последователей Трояновского, Доброхотова, Осипова послужило примером для маститых композиторов. Композиторы создали уникальный и оригинальный репертуар для музыкального инструмента под названием балалайка – это сто сонат, сюит, концертов и прочих произведений, которые отличаются крупной формой. Звучание этого инструмента нравится многим современным меломанам, поэтому они с большим удовольствием посещают концерты и покупают записи.
Видео: Играет балалайка
Похожие новости.

Килт — юбка волынщика
Шотландия является одной из самых удивительных стран. Здесь вниманию туристов представлены невероятные равнины и горы, живописные пейзажи, традиции. Весь этот колорит касается и людей, которые здесь живут, а также их

Кристина Агилера выходит замуж
Американская поп-певица Кристина Агилера начала стремительно худеть. 32-летняя исполнительница собралась замуж за своего молодого человека Мэтью Ратлера. Совсем недавно Кристина своими чересчур округлившимися формами просто шокировала публику, но за четыре месяца

Качественная продукция в элитном магазине парфюмерии
Из-за большого количества подделок сегодня почти не реально купить парфюмерию высокого качества. В каждом бутике продаются известные бренды, такие как ROBERTO CAVALLI, GUCCI, JASPER CONRA и YVES ROCHER. Однако, возможно

Челеста — музыкальный инструмент из Франции
Челеста – музыкальный инструмент небольшого размера, своим звучанием напоминающий колокольчики. Принцип звукоизвлечения и диапазон инструмента - челеста Челеста относится к клавишно-ударным инструментам. По своему внешнему виду напоминает пианино. Подобнодругим клавишно-ударным инструментам, звук

Кто играет на волынке: история возникновения инструмента
Задумывались ли вы над вопросом: может ли один человек аккомпанировать себе на свирели и одновременно петь песню. Это нереально, так как человек может делать что-то одно - либо петь, либо