Волынки и Web.
Ничего общего! Почти...

Марийские музыкальные инструменты и их виды

В рубрике: Статьи — 11.05.2014

Марийские музыкальные инструменты и их виды

Марийские музыкальные инструменты, как и устное творчество, песни и предания – первейшие выразители души народа. Чаяния и думы передавались от века к веку через культурное наследие марийцев. Вехи истории заключены в музыкальной и песенной культуре.

Тошто ой – марийские предания

Легенды марийского народы хранят в себе многовековую память об этнической и социально-политической истории. Основные сюжетные линии преданий повествуют о следующем:

  •  миграциях и расселениям племен по землям;
  •  отношениях с соседними племенами и народами;
  •  войнах и сражениях с неприятелями;
  •  происхождении социальных и культурных составляющих, видах хозяйства;
  •  всевозможных общественных и политических событиях.

Йомак, шая

Сказки марийцев повествуют об общественной жизни, облекая историю в аллегорические формы. В них восхваляются добрые дела и осуждаются злые. Рассматриваются взаимоотношения людей, от сказки к сказке проходит сюжетная нить борьбы добра и зла.

Обрядовый фольклор марийцев

Марийские музыкальные инструменты и их видыДанный культурный элемент занимает в устном народном творчестве марийского народа важную роль. Связан он, прежде всего, с торжественными событиями: свадьбами, похоронами, поминальными обрядами, проводами рекрутов на воинскую службу. Все они сопровождались специально приуроченными песнями, плясками, музыкой и заклинаниями.

Марийские музыкальные инструменты играли большую роль в народной обрядности и культуре. Каждой песне, исполняемой на обряде соответствовала определенная обрядной культурой мелодия.

Муро, мыры – марийские песни

Данный вид народного творчества является наиболее распространенным и самобытным среди прочих. Песней восхваляют природу и дух родной земли, доносят до слушателя чувства радости, надежды и горя. Праздники, труд, всевозможные игры и сугубо семейные ритуалы проходили под аккомпанемент древних марийских напевов. Песни можно классифицировать следующим образом:

  •  трудовые;
  •  бытовые;
  •  гостевые;
  •  свадебные;
  •  сиротские;
  •  рекрутские;
  •  поминальные;
  •  песни-раздумья и пр.

Важная особенность песен состоит в двухчастном построении образных выражений, строящихся, в своей основе, на противопоставлении или сопоставлении. К примеру, человеческое чувство сопоставляется элементу или состоянию природы.

Свадебные песни марийцев богаты своим репертуаром и мелодикой. Тоже касается и свадебного фольклора в целом.

Сyан-вате – женщины, со стороны жениха, которые являются тамадой вечера. Их устами извещались: цели прибытия жениха, рассказы о его дороге. Песнями как бы покупали себе место за праздничным столом. Они выражали благодарность родне и хозяевам за теплый прием, угощенья, прекрасную и воспитанную невесту, которой тем самым также оказывали причитающееся ее качествам уважение.

Песни повествовали о достоинствах родной земли и округи. Славили жениха, его родню и служили пожеланиями счастья, обилия хозяйства, крепкого здоровья и многочисленных отпрысков для молодоженов.

Марийские народные музыкальные инструменты, виды

Марийские музыкальные инструменты и их видыПомимо песенной культуры, как уже было упомянуто, у марийцев существовали и свои музыкальные инструменты. Наиболее известные сегодня:

  •  Духовые. Свирель (шиялтыш), волынки с пузырем (шyвыр);
  •  Струнные – щипковые. кyсле, карш, ковыж;
  •  Тyмыр из вида ударных

В 19 веке в марийский края пришла гармонь. Большие связи объединяют семейную и культовую обрядность марийцев с традициями инструментальной музыки. Например, под мелодии волынки, сопровождаемой ударами барабана, проходили свадебные церемонии и праздники. Те же инструменты служили в качестве сопровождения ритуальным и поминальным церемониям. Смотры посевов не обходились без их участия.

Шшyвыро – марийские волынщики

Фигура волынщика неизменно присутствовала на всех праздниках и обрядах. Они выполняли общественный долг и всегда считались почетными гостями. Наградой за их труд служили вышитые рубашки и полотенца. Большим почетом пользовались волынщики в роли свадебного чина. Талантливые волынщики за свою жизнь отыгрывали на десятках свадеб.

Среди музыкантов очень часто можно было встретить женщин. Их любимым инструментом были гусли, которые также использовали во время молитв.

Охотникам, пастухам и лесничим служили трубы. Характер ритуального действа мелодия труб обретала во время праздников Сyрем и Угинде. Девушки луговых мари, спешащие выйти замуж, играли на специальных девичьих трубах. Оригинальное исполнение песенных мелодий девушками также производилось губами при помощи древесного листа или тончайшей бересты.

Видео: Марийская музыка и частушки


Похожие новости.


Классификация и виды духовых инструментов

Классификация и виды духовых инструментов

Существующая классификация предполагает следующие виды духовых инструментов – это медные и деревянные. Главным отличием между ними являются особенности звукоизвлечения. Духовые инструменты, классификация Деревянные духовые музыкальные инструменты отличаются тем, что их звучание зависит



История шотландской волынки

История шотландской волынки

Шотландская большая волынка или как ее еще называют горная, является самой распространенной волынкой в мире. Многие абсолютно уверены в том, что такой инструмент, как волынка – шотландское изобретение. Но на



В Италии была найдена неизвестная до сегодняшнего дня опера Вивальди

В Италии была найдена неизвестная до сегодняшнего дня опера Вивальди

В Туринской национальной библиотеке, где хранится личный архив великого композитора Антонио Вивальди, был найден неизвестный никому доселе манускрипт, содержащий версию оперы «Неистовый Роланд». О существовании данной версии никто не знал



Музыка из Шотландии

Музыка из Шотландии

Ох, как же хочется танцевать, когда слышится задорнейшая музыка шотландцев, которая активно подхватывается волынкой и барабанами. Музыка этого народа столь необычна, ярка, непривычная, но при этом позитивна и душевна, что



Организационному комитету фестиваля «Опера всем» пришлось приносить извинения за «непредвиденный успех»

Организационному комитету фестиваля «Опера всем» пришлось приносить извинения за «непредвиденный успех»

В Туринской национальной библиотеке, где хранится личный архив великого композитора Антонио Вивальди, был найден неизвестный никому доселе манускрипт, содержащий версию оперы «Неистовый Роланд». О существовании данной версии никто не знал




Нет комментариев

Комментариев нет.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.